Новости |
Концепция совершенствования законодательства в сфере социальной защиты населения, пострадавшего в результате радиационных аварий на ПО «Маяк»
9 марта на расширенном заседании подкомиссии по проблемам радиационной безопасности Общественной палаты Челябинской области, в работе которого приняли депутаты Законодательного Собрания Владимир Ильиных, Александр Вольхин, Борис Мурашкин, Сергей Баранов, данная концепция была обсуждена и в целом одобрена.
Основной целью Концепции является определение стратегии и приоритетных направлений совершенствования законодательства в сфере социальной защиты населения, пострадавшего в результате радиационных аварий на ПО «Маяк».
Концепция определяет три основные группы проблем действующего законодательства в сфере социальной защиты населения, пострадавшего в результате деятельности ПО «Маяк».
Первая группа проблем связана с неравноправием уже действующих норм по социальной защите граждан, пострадавших от деятельности ПО «Маяк», по отношению к другим нормам права, связанным с радиационным воздействием от других источников. Имеются в виду нормы социальной защиты граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС и вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Вторая группа проблем связана с тем, что не все категории пострадавших граждан попали под действие федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "Маяк" в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - Маяковский закон). В первую очередь речь идет о гражданах, проживавших в 1957–1962 гг. в населенных пунктах, которые попали под воздействие аварии 1957 года и никуда не отселялись. Это территория ВУРСа (Восточно-Уральского радиоактивного следа).
Еще одна проблемная категория пострадавших – дети, которые на момент радиационного воздействия находились в состоянии внутриутробного развития. Сейчас в защищенную категорию попадают только дети, которые находились в состоянии внутриутробного развития, эвакуированных и добровольно выехавших граждан. Вне рамок действия закона остаются дети ликвидаторов и граждан, проживавших на реке Теча, которые в момент радиационного воздействия находились в состоянии внутриутробного развития.
Часть жителей города Озерска также пострадала от газоаэрозольных выбросов короткоживущих радионуклидов в атмосферу в первые годы работы комбината. В данном случае необходимо доработать и утвердить методику расчета доз облучения от газоаэрозольных выбросов, произвести по ней расчеты доз и согласовать их в установленном порядке.
Третья группа проблем связана с тем, что для установления социальной справедливости в отношении отдельных категорий граждан, необходимо внести изменения в отдельные нормы Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые распространяются, в том числе, и на граждан, получающих льготы по Маяковскому закону.
В Концепции прописаны законодательные инициативы в сфере социальной защиты населения, пострадавшего в результате деятельности ПО «Маяк», над которыми в ближайшее время будут работать областные парламентарии совместно с исполнительными органами власти с привлечением научных организаций области и при участии общественных организаций.
Подкомиссия Общественной палаты рекомендовала образовать в Законодательном Собрании и областном Министерстве социальной защиты рабочие группы. Первая займется подготовкой проектов федеральных законов. Вторая – с участием ведущих специалистов в области радиологической защиты населения - разработкой научного обоснования решения проблем, отмеченных в Концепции, и методик расчета доз населения, облученного в результате аварий на ПО «Маяк».