Новости |
Анализ ситуации с убыточностью общественного транспорта (автобусы) в г. Челябинске (результаты КСП)
Муниципальными автобусными перевозками в г. Челябинске занимается общество с ограниченной ответственностью «Общественный городской транспорт» (ООО «ОГТ»)
Источник изображения: anticorruption.life
Данное предприятие было создано после того, как был обанкрочено муниципальное унитарное предприятие «Челябинский автобусный транспорт» (МУП «ЧАТ»).
Учредителями коммерческой организации ООО «ОГТ» выступили 2 муниципальных предприятия:
МУП «СОД» - 95%
МУП «Служба благоустройства» (находится в стадии ликвидации) — 5%
Руководителем ООО «ОГТ» назначен Холод Дмитрий Витальевич (депутат Челябинской гордской думы).
На фото: Руководитель ООО "ОГТ" Дмитрий Холод (депутат Челябинской городской думы)
Встречной проверкой деятельности ООО «ОГТ» за 2017-2018 годы (акт №03/3-03/25) было проверено использование средств на общую сумму 1,01 млрд рублей.
Первоначально, ООО «ОГТ» арендовало у банкротного МУП «ЧАТ» 126 объектов в виде зданий и транспорта с 28.04 2017 года по 28.02.2018 года общей стоимостью 504 785,5 тыс. рублей.
Стоимость аренды была определена в размере 2,5 млн. рублей в месяц.
Общий объем арендных платежей за аренду, по сути, своего же муниципального имущества за весь период составил 25 млн. рублей.
Для выкупа муниципального имущества, из обанкроченного МУПа, ООО «ОГТ» взяло кредиты в ПАО «Промсвязьбанк» и ПАО Банк «Возрождение» в размере 350,3 млн. рублей.
Для получение кредита муниципальным унитарным предприятием «Производственное объединение водоснобжения и водоответдения» (МУП «ПОВВ» было оформлено поручительство беред банками.
Обязательства по погашению кредитов перед банками исполнил бюджет города Челябинска, приняв выкупленное имущество 04.07.2018 года в казну города от ООО «ОГТ» с возмещением стоимости имущества в размере 350 302 600 рублей.
Полученных средств из бюджета города Челябинска не хватило для погашения окончательного долга и уплаты процентов за пользование кредитами.
Чтобы погасить 32,5 млн. рублей остатка по основному долгу и процентов в размере 0,47 млн рублей, ООО «ОГТ» оформляет займ у МУП «ПОВВ» на сумму 50 млн. рублей под 7,5% годовых. Займ должен быть возвращен 30.11.2019 года.
Для того, чтобы ООО «ОГТ» смогло организовать свою деятельность между КУИиЗО и ООО «ОГТ» 04.07.2018 года был заключен договор аренды муниципального имущества №МИ-9354 на срок до 01.08.2018 года.
Имущество было возвращено в казну города только по истечению 5 месяцев после окончания договора аренды.
Таким образом, муниципальное имущество эксплуатировалось ООО «ОГТ» без правовых оснований, что привело недополучению в бюджет города только неустойки и пени в размере 7,82 млн. рублей.
Определить, недополученный бюджетом города, размер арендной платы ревизоры не смогли в связи с отсутствием орыночной оценки имущества.
При проверке наличия и технического состояния транспортных средств, эксплуатируемых ООО «ОГТ» было установлено, что:
- не эксплуатируется полностью 152 автобуса по ричине разукомплектования и нецелесообразности ремонта
- не эксплуатируется более года 17 автобусов.
- не эксплуатировались сроком от 6 до 12 месяцев 23 автобуса.
Таким образо установлен факт, неэффективной эксплуатации 216 автобусов.
При этом установлено, что эксплуатировалось в течении последних 6 месяцев только 85 автобусов, при общей численности автобусного парка 301 транспортной единицы, что составляет 28,2%.
При осмотре автобусов было установлено, что в автобусах, находящихся в гаражных боксах имется плесень на приборных панелях, полу и потолках салонов автобусов.
Это указывает на то, что руководство и персонал ООО «ОГТ» не приняли меры к сохранности муниципального имущества.
Кроме того, установлены факты использования муниципального имущества (автобусов) частными лицами на безвозмездной основе.
Проверкой на наличие транспортных средств (26.11.2018 г.), было установлено, что на территории ООО «ОГТ» отсутствует автобус «МаркоПоло» (госномер Х 983 ТВ 174), который по документам не эксплуатируется с 27.01.2018 года.
На вопрос ревизоров о том, где находится автобус руководство ООО «ОГТ» ничего не ответило.
Из публичных источников было установлено, что некоторые автобусы ООО «ОГТ» эксплуатировались в 2017-2018 гг. коммерческой организацией ООО «Первая транспортная корпорация» на своих маршрутах.
При этом эти автобусы по документам ООО «ОГТ» не эксплуатировались, в рейсы не выходили, по договорам аренды или оказания услуг никому не передавались. Установлен факт эксплуатации без оплаты ООО "ПЕрвая транспортная корпорация" автобуса марки "НЕФАЗ" с госномером ВА 351 74.
Собственником ООО "Первая транспортная корпорация" является Новичихин Станислав Александрович (депутат Челябинской городской думы).
ООО «ОГТ» в 2017 году для своей деятельности дополнительно арендовало 39 единиц траспорта, а в 2018 году уже 73 единицы траспорта.
Из них 19 единиц нового транспорта (без пробега) были преданы в ООО «ОГТ» из МУП «СОД».
Остальной транспорт был арендован в ООО «Первая гильдия+», ООО «Альфа» и ИП Деминюк С.А.
При проверке транспортных средств, которые находятся в аренде у ООО «ОГТ» было установлено на момент проверки, что из 6 из 10 автобусов марки «НЕФАЗ», которые по договорам аренды были взяты у МУП «СОД» (новые автобусы), не эксплуатируются по причине нахождения в длительном ремонте.
При визуальном осмотре автобусов, находящихся на ремонте, было установлено, что автобусы разукомлектованы. В некоторых автобусах на сиденьях в салоне образовались очаги плесени.
Анализ ситуации с арендой автобусов у ООО «Первая гильдия+» установил обстоятельства, которые могут привести к возбуждению уголовного дела в отношении должностных лиц ООО «ОГТ».
ООО «ОГТ» (генеральный директор Холод Д.В.) арендовало у ООО «Первая гильдия+» (директор Тимуршин Р. К.) в 2017 году 20 автобусов марки «ПАЗ», а в 2018 году только 5 автобусов.
Тимуршин Р.К. Также является заместителем директора в ООО «ОГТ»
Условиями договора аренды №36 от 28.04.2017 года ООО «Первая гильдия +» должно было передать в ООО «ОГТ» автобусы в технически исправном состоянии, соответстветствующим требованиям, установленным для допуска транспортного средства в эксплуатацию и не иметь неисправностей, при наличии которых эксплуатация запрещена.
Однако, для того, чтобы возможно было эксплуатировать автобусы марки «ПАЗ» полученные от ООО «Первая гильдия+» пришлось укомплектовать все автобусы огнетушителями, аптечками первой медицинской помощи и аварийными знаками.
Кроме того, за счет средств ООО «ОГТ», на 13 автобусов были установлены новые аккумуляторные батареи, на 16 автобусах были установлены новые всезонные шины, на 6 автобусах был выполнен капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания, на одном автобусе произведен ремонт КПП.
После эксплуатации автобусов, ООО «ОГТ» оплатило ремонтные работы на 6 автобусах на общую сумму 0,9 млн рублей и вернула 29.12.2017 года в полностью работоспособном состоянии обратно в ООО «Первая гильдия+».
До момента возврата в ООО «Первая гильдия+» каждый автобус не эксплуатировался от 50 до 186 дней, при том, что период аренды составил 240 дней
Убыток, полученный за 8 месяцев от эксплуатации автобусов, взятых у ООО «Первая гильдия+», составил 6,6 млн рублей.
В 2018 году ООО «ОГТ» арендовало на срок с 19.05.2018 года по 31.12.2018 года 5 автобусов марки ПАЗ, из которых 3 автобуса не эксплуатировались более месяца, что привело неэффективным расходам по уплате аренды на на сумму 115,5 тысяч рублей.
Анализ арендных взаимотношений ООО «ОГТ» с ООО «Альфа» и ИП Деменюк С.А. позволил установить следующее:
Директором и учредителем ООО «Альфа» является Тимуршин Р.Р., который является родным сыном заместителя директора ООО «ОГТ» Тимурршина Р.К.
Средних пробег восьми автобусов, полученных в аренду от ООО «Альфа» составлял 641 тыс.км.
Из 8 автобусов, арендуемых у ООО «Альфа» (договор от 22.08.18 г. №4-А/8) на момент проверки (26.11.2018 года) один автобус «ЛиАЗ» (госномер С 165 ОХ 72) эксплуатировался всего 3 дня, а с 23.09.2018 года пассажирские перевозки на нем не осуществлялись.
Ежемесячная арендная плата была установлена в размере 0,93 млн. рублей.
У ИП Деменюк С.А. ООО «ОГТ» арендовало 41 автобус марки «ЛиАЗ» и «НЕФАЗ» на срок до 31.12.2021 года также с 22.08.2018 года (договор от 22.08.18 г. №4-А/1) с ежемесячной арендной платой, 3,95 млн. рублей.
Средних пробег 41 автобуса, полученных в аренду у ИП Деменюка С.А. Составлял 637,6 тыс.км.
Плата за аренду автобусов у ООО «Альфа» и ИП Деменюк С.А. завышена по сравнению с арендной платой у МУП «СОД» в 4,7 раза!!!
При том, что МУП «СОД» передало в аренду новые без пробега (2017 г.в.), более вместительные и экономичные автобусы, а ООО «Альфа» и ИП Деменюк С.А. передали, уже бывшие в эксплуатации автобусы 2005-2007 г.в.
Анализ такой ситуации привел ревизоров к выводу, что имеются коррупциогенные факторы в действиях генерального директора ООО «ОГТ» Холода Д.В. при принятии решения о заключении договоров аренды с ООО «Первая гильдия+», ООО «Альфа» и ИП Деменюк С.А.
Ревизоры обратили внимае также, на то, что одновременно с договором аренды №36 автобусов у ООО «Первая гильдия+», был заключен договор №39 на ремонт и техническое обслуживание транспорта, принадлежащего ООО «ОГТ». Оба договора были заключены 28.04.2017 года.
Учитывая, что в 2017 году ООО «ОГТ» арендовало автобусы только у ООО «Первая гильдия+», а автобусы, арендованные у МУП «СОД» были новыми и не требовали ремонта, то из этого следует, что
в ООО «Первая гильдия+» ремонтировались преимущественно автобусы, которые были взяты в аренду у самого ООО «Первая гильдия+».
При этом ревизоры установили, что при оплате работ, были применены повышающие коээфициенты от 1,5 до 4 на выполненные работы не предусмотренные условиями договора, что привело к увеличению стоимости работ от 46 до 62%.
В 2017 году на ремонт, арендованных у ООО «Первая гильдия+», автобусов было потрачено 2,107 млн. рублей за счет средств ООО «ОГТ».
В результате этого ремонта на 13 автобусах были установлены новые аккумуляторные батареи, на 16 автобусах были установлены новые всезонные шины, на 6 автобусах был выполнен капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания, на одном автобусе произведен ремонт КПП.
При возврате автобусов, по окончанию срока аренды, были оплачены дополнительно ремонтные работы на сумму 917,1 тысячи рублей.
Оплату за ремонт своих же автобусов получило ООО «Первая гильдия+» директором которого является Тимуршин Р. К., который также является заместителем генерального директора ООО «ОГТ».
В 2018 году ООО «Первая гильдия+» также продолжает оказывать услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспорта, принадлежащего ООО «ОГТ», при том, что у ООО «ОГТ» имеются технические возможности и специалисты дляпроизводства ремонтных работ своими силами.
На момент проверки, расходы по ремонту транспорта, который производило ООО «Первая гильдия+» составили 6,7 млн. рублей.
По мнению ревизоров расценки на проведение ремонта по среднему показателю завышены на 54%, что привело к переплате на 3,641 млн рублей.
В 2017 году ООО «ОГТ» приобрело ГСМ на сумму 117, 8 млн. рублей, за 9 месяцев 2018 года на ГСМ было уже затрачено 119,5 млн. рублей.
В 2018 году ООО «ОГТ» приобретает у ООО «Назаров Секкьюрити Текнолоджиз» (договор №06/06.17 от 06.-6.17 г.) и у ООО «Оптнефтепродукт» (договор №7/2018 от 01.11.18 года) дизельное топливо, которое по документам соответствует экологическому классу ЕВРО К5.
При проверке качества дизельного топлива установлено, что экологический клас топлива соответствует ЕВРО К3, которое запрещено продавать на территорииРФ с 1 июля 206 года.
По мнению ревизоров, переплата (расчетным путем) составила 3,23 млн. рублей.
Руководство ООО «ОГТ» должно было обеспечить входной контролькачества принимаемого топлива, чтобы не допустить его использование при эксплуатации на муниципальных автобусах.
Использование топлива ЕВРО К3, на автобусах, которые должны использовать топлива ЕВРО К5 привело к тому, что двигатели внутреннего сгорания вышли из строя и 6 (шесть) из 10 (десяти) новых автобусов, взятых у МУП «СОД» в аренду, находятся в длительном ремонте.
Кроме того, использование топлива экологического класса ЕВРО К3 не допустимо из-за того, что в нем содержание ядовитого вещества «диоксид серы», который попадает в атмосферу с выхлопными газами, превышает в 70 раз, по сравнению с топливом ЕВРО К5.
Ревизоры пришли к выводу, что просматривается сговор между поставщиком дизельного топлива и должностными лицами ООО «ОГТ», что может быть квалифицированно как мошенничество группой лиц по предварительному сговору (ч.4 ст.159 УК РФ).
Анализ внепроизводственных расходов позволил установить, что
в 2017 году были уплачены пени и штрафы на общую сумму 800,5 тысяч рублей, за 9 месяцев 2018 года размер таких выплат составил уже 2,19 млн. рублей.
Кроме того, при наличии ООО «ОГТ» юридического отдела из двух штатных единиц, был заключен договор №51-2017/АУ с ООО «УралИНКО-Антикризисное управление» на общую сумму 1,6 млн. рублей.
Анализ соблюдений требований законодательства в сфере закупок позволил установить следующее:
- в 2017 году было заключено 67 договоров на сумму 190,4 млн. рублей без утвержденного и размещенного сайте ЕИС «Положения о закупках товаров, работ, услуг ООО «ОГТ», что предоставило должностным лицам широкие полномочия для заключения договоров без конкурентных процедур и свидетельствует о наличии коррупциогенных факторах;
- план о закупках на 2017 год был размещен только 26.12.2017 года(!);
- согласно плану ООО «ОГТ» в 2017 году объем закупок должен был составить 280,3 млн. рублей;
- ООО «ОГТ» не разместило в 2017 году на сайте ЕИС информацию о заключенных в 2017 году 37 договорах на общую сумму 468 млн. рублей, что свидетельствует о наличии состава в действиях генерального директора Холода Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ;
- план закупок на 2018 год ООО «ОГТ» разместило с нарушением срока на 12 дней. Согласно плану объем закупок в 2018 году должен составить 480 млн. рублей;
- на момент проверки установлено, что ООО «ОГТ» не разместилона сайте ЕИС сведения, об уже заключенных, 84-х договорах на общую сумму 163,9 млн. рублей. Это обстоятельство также видетельствует о наличии состава в действиях генерального директора Холода Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Анализ финансовых показателей ООО «ОГТ», показал, что убыток за 2017 году составил 97,9 млн. рублей, а за 9 месяцев 2018 года убыток сотвил 63,9 млн рублей.
Интересно, что одна из статей доходов «услуга по мойке транспорта» в 2018 году снизилась в 10 раз. В 2017 году (за 8 месяцев) было получено 899,1 тысяч рублей, а в 2018 году (9 месяцев) было получено 88,3 тысяч рублей.
ООО «ОГТ» в рамках муниципального задания в 2017 году должно было обеспечивать регулярные пассажирские перевозки с использованием 54 автобусов на 5 маршрутах (№№1,4,44,62,64) в периоде с 23.1017 по 28.02.18 год (контракт №1ОГТ-2017 от 23.10.2017 г.).
В 2018 году с ООО «ОГТ» город Челябинск заключил уже 24 мунициальных контракта. Согласно условиям контракта 162 автубуса должны были работать на 24 маршрутах (№№ 1, 4, 5, 14, 17, 18, 20, 23, 28, 31, 34, 41, 42, 43, 44, 45, 52, 59, 62, 64, 71, 80, 81, 83).
При исполнении муниципальных задания не выполнялась, предусмотренная условиями контрактов, регулярность движения автобусов.
По данным МУП «СОД» регулярность движения автобусов в 2017 году составила от 65 до 80,2 %.
Источник информации: Акт №03/3-03/25 результатов встречной проверки общества с ограниченной ответственностью «Общественный городской транспорт» за 2017 и 2018 годы.