Вход в систему

Челябинская область: заседание комитета ЗСО по аграрной политике № 23

24 августа 2017 года в гербовом зале ЗСО состоялось 23 заседание комитета Законодательного Собрания по аграрной политике. Мероприятие началось в 12 часов. Присутствовали четыре депутата комитета.

По первому вопросу повестки дня «Об информации о проведении уборки урожая сельскохозяйственных культур в 2017 году» с докладом выступил первый заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Завалищин Александр Васильевич.

В ходе уборочной кампании аграриям области предстоит убрать 1,67 млн гектаров яровых и озимых культур, что на 34 тыс. га больше, чем в 2016 году.

Из этого объема 1397 тыс. га составляют зерновые и зернобобовые культуры. Из оставшихся: 109 тыс. составляют масличные и 156,3 тыс. га - кормовые культуры. Картофель и овощи убирают с 7,7 тысяч гектаров.

Хозяйства области уже приступили к уборке зерновых культур. По данным на 23 августа обмолочено 100 тыс. га посевов (7%), намолочено 200 тыс. тонн зерна. Урожайность составляет 20 ц/га, что на 4,5 центнера выше, чем на эту дату в прошлом году.

До конца страды предстоит завершить обработку паров и зяби. Объем паровых земель в 2017 году составит 330 тыс. гектаров. К объему обработанных в 2016 году брошенных земель (20 тыс. га), в 2017 году уже прибавилось 13,3 тыс. гектаров. В уборке будут участвовать более 3000 комбайнов и уборочных машин, 96% из них полностью готовы к полевым работам. В области существует дефицит сушилок зерна и необходимость увеличения срока дойности коров до пяти лет и надоя в пять тонн.

Одновременно с уборкой начался посев озимых культур. Если в 2015 году площадь посева озимых составила 15 тыс. га, то в 2016 году – 23 тыс. гектаров. В 2017 году озимыми планируется засеять 27 тыс. га.

Также началась уборка раннего картофеля и овощей открытого грунта (капуста, свекла, морковь). На 23 августа картофель собран с 200 га (3%). Валовый сбор составил 3,1 тыс. тонн, урожайность – 163 ц/га. Овощи собрали с 50 га (4%). Валовый сбор – 1,4 тыс. тонн при урожайности 280 центнеров с гектара.

Для закладки на хранение были построены и реконструированы картофелехранилища на 13 тыс. тонн. Общая мощность зимних хранилищ под овощи и картофель достигла 100 тыс. тонн.

Заготовлено 20,5 центнеров кормовых единиц на одну условную голову КРС. Чтобы увеличить надои необходимо заготовить до 40 ц.к.ед. грубых и сочных кормов и более. Планируется заготовить 276 тыс. тонн силоса. Для увеличения питательности хозяйствам рекомендовано осуществлять закладку сенажа и силоса с использованием биопрепаратов.

 

По второму вопросу повестки дня «Об информации о мерах государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе» снова выступил Завалищин Александр Васильевич.

В 2015 году поддержка оказана 616 крестьянским (фермерским) хозяйствам (К(Ф)Х) на сумму более 320 млн рублей. В 2016 году поддержку получили 641 К(Ф)Х, общий объем составил более 370 млн рублей. В первом полугодии 2017 года 403 фермерских хозяйства получили 183 млн рублей субсидий.

В регионе поддержка малых форм хозяйствования на селе осуществляется в виде предоставления грантов начинающим фермерам, семейным животноводческим фермам и сельскохозяйственным кооперативам (с участием федерального бюджета). А также субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат по сбору и реализации молока (за счет средств областного бюджета). Ежегодно в конкурсных отборах принимает участие более 60 начинающих фермеров. С 2012 года гранты получили 185 фермеров-новичков. До 2017 года создано 355 новых рабочих мест. В текущем году грантополучателями стали еще 17 человек с планами создать 43 новых рабочих места. Финансирование данного направления сохранено на уровне 2016 года (43,8 млн рублей).

Грантовая поддержка семейных животноводческих ферм осуществляется с 2013 года. За это время гранты получили 16 семейных ферм, из них четыре в текущем году: две – на разведение КРС молочного направления, одна ферма – на разведение КРС мясного направления и одна – на разведение лошадей (производство кумыса). Финансирование осталось на уровне прошлого года (28,2 млн рублей).

Даже в условиях дефицита областного бюджета нам удается сохранить единственную форму поддержки, которая не субсидируется из федерального бюджета, это предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам субсидий на возмещение части затрат по сбору и доставке молока для переработки и реализации. Начиная с 2009 года, ежегодно субсидии получают 12-13 кооперативов. В 2014-2016 году объем субсидий составлял 10 млн рублей ежегодно. В 2017 году сумма поддержки 13 кооперативов составила 15 млн. рублей.

С текущего года в целях развития кооперативного движения грантовая поддержка оказывается перерабатывающим и сбытовым кооперативам для развития материально-технической базы. Выделено 10 млн рублей победителям конкурсного отбора: перерабатывающему кооперативу «Октябрьский» и кооперативу «Зауралье» по пять млн рублей. Все гранты перечислены получателям в июне 2017 года.

 

При рассмотрении третьего вопроса был утвержден отчет о результатах проведения экспертизы закона Челябинской области от 27.05.2010 № 592-ЗО «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Челябинской области».

В рамках проведения публичных консультаций уведомление о проведении экспертизы указанного закона было размещено на официальном сайте ЗСО, на интернет-портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных правовых актов Челябинской области (www.regulator.gov74.ru), а также была направлена в Южно-Уральскую торгово-промышленную палату, ЧРО ООО «Деловая Россия», ЧОО ООО «ОПОРА РОССИИ», НП «Союз крестьянских ((фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Челябинской области», ЧРОО и ЧОАР «Союз промышленников и предпринимателей», Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Челябинской области.

Основные результаты проведения публичных консультаций: положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Челябинской области в Законе № 592-ЗО не выявлены.

Мнения и предложения, поступившие в ходе проведения публичных консультаций, были рассмотрены на заседании комитета ЗСО по аграрной политике. Отчет был утвержден.

 

Четвертым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект закона Челябинской области «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Челябинской области «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Челябинской области».

Проект закона разработан в целях устранения несоответствий, выявленных по результатам проведенного комитетом по аграрной политике ЗСО мониторинга правоприменения закона Челябинской области от 27.05.2010 № 592-ЗО «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Челябинской области».

В законопроект вошли следующие изменения:

  1. Предложено пункт 10 части 2 статьи 3 дополнить словами: «(за исключением сельскохозяйственных потребительских кооперативов)», т.к. в согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона от 8.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» ведение государственного реестра кредитных кооперативов отнесено к полномочиям Банка России.   
  2. Предложено часть 2 статьи 4 дополнить пунктом 5 следующего содержания: «5) предоставление грантов сельскохозяйственным кооперативам.».

Основание – Государственная программа развития сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, государственная программа Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2016 № 724-П. В целях развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Челябинской области предусмотрен новый вид государственной поддержки – грантовая поддержка сельскохозяйственный потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, предоставление которой регламентируется постановлением Правительства Челябинской области от 11.04.2017 № 174-П «О порядке предоставления в 2017-2020 годах субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса и признании утратившими силу некоторые постановления Правительства Челябинской области».

Решением комитета данный законопроект одобрен и рекомендован к принятию Законодательным Собранием Челябинской области в первом и третьем чтении, исключая процедуру второго чтения.