Новости

Отчет Челябинского УФАС России о контроле антимонопольного законодательства за 2016-2017 годы

По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области наиболее распространенными нарушениями ст. 10 Закона о защите конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов в сфере ТЭК являются следующие нарушения:

1. Необоснованное сокращение или прекращение производства товара.
За 2016 год было вынесено одно решение о признании в действиях ООО «АЭС Инвест» злоупотребления доминирующим положением на рынке путем необоснованного сокращения или прекращения производства товара (введение режима ограничения потребления энергоресурса).
В 2017 году возбуждены дела в отношении ПАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «МРСК Урала» по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном прекращении подачи электроэнергии на объекты ООО «Энергосервис» (г. Юрюзань, котельные и гараж).

2. Нарушение порядка ценообразования.
В 2016 году вынесено одно решение о признании в действиях ООО «ЭЭС САК» злоупотребления доминирующим положением на рынке путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении услуг теплоснабжения без утвержденного тарифа.

3. «Прочие» нарушения.
В 2016 году рассмотрено одно дело в отношении ООО «Мечел-Энерго» из-за расторжения договора теплоснабжения в одностороннем порядке, а также из-за невозобновления подачи тепловой энергии в нежилое помещение с началом отопительного периода 2015-2016 годов.

Все реже встречаются такие нарушения антимонопольного законодательства, как навязывание невыгодных условий договора, необоснованный отказ (уклонение) от заключения договора. Ранее основными нарушителями по данной категории заявлений были субъекты естественных монополий, связанные с тех. присоединениями к сетям инженерно-коммунальной инфраструктуры.

За 2015-2016 годы было вынесено 167 постановлений о наложении штрафа на хозяйствующих субъектов и их должностных лиц, осуществляющих деятельность в сфере ТЭК на сумму более 15 млн руб, из них 8 млн руб за нарушение Правил присоединения к сетям инженерно-коммунальной инфраструктуры.

Выдано 12 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, из них 11 — исполнено, один — в стадии исполнения.

Также нарушения в сфере ТЭК допускают и органы власти.

В 2016 году выдано 11 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения в отношении:
- Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области;
- Администрации Копейска;
- Администрации Миньярского городского поселения Ашинского района;
- Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Миньярского городского поселения;
- Администрации Коркино;
- Администрации Неплюевского сельского поселения Карталинского района;
- Администрации Чебаркуля;
- Администрации Магнитогорска;
- Администрации Троицка.

Основным нарушением антимонопольного законодательства является передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем путем заключения договора аренды, а не концессионного соглашения, что не соответствует положениям действующего законодательства.

На 01.01.2017 года:
1. Не выполнено девять предупреждений, в результате чего по шести фактам возбуждено четыре дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении
:
- Администрации Копейска;
- Администрации Миньярского городского поселения Ашинского района и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Миньярского городского поселения;
- Администрации Неплюевского сельского поселения Карталинского района;
- Администрации Чебаркуля;
- Администрации Магнитогорска;
2. Исполнено одно предупреждение;
3. Одно предупреждение в стадии исполнения.

В начале 2017 года разрабатывалась Дорожная карта по внедрению целевой модели регулирования по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата в Челябинской области - «Подключение (технологическое присоединение) к газовым сетям», «Подключение (технологическое присоединение) к электрическим сетям», «Подключение (технологическое присоединение) к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения».

В сфере перевозок в 2016 году возбуждено дело в отношении МУП «Челябинский автобусный транспорт» по признакам нарушения антимонопольного законодательства при проведении закупки микроавтобусов.

В 2016 году Челябинским УФАС России было рассмотрено 122 жалобы на нарушение процедуры закупок, проводимых отдельными видами юридических лиц, из них:
- 51 жалоба признана обоснованной;
- 68 — необоснованными.

Выдано 52 предписания, на конец 2016 года исполнено 51 предписание.

Основные нарушения при проведении закупок отдельными юридическими лицами:
- неразмещение обязательной информации в документации о закупке;
- неразмещение (несвоевременное размещение) информации о проведении торгов;
- нарушение порядка выбора определения победителя;
- необоснованное отклонение заявки/допуск участников к торгам;
- предъявление требований к участникам, не предусмотренных документацией, действующим законодательством;
- нарушение Положения о закупке;
- нарушение сроков заключения договора по результатам закупки.