Вход в систему

Новости

Общие проблемы Всероссийской переписи населения и сбора подписей на выборах и референдумах

В 2020 году впервые на выборах в законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации в ряде субъектов федерации была апробирована электронная (цифровая) система сбора подписей, а в 2021 году её применяли уже в ряде субъектов РФ при подготовке к выборам депутатов в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации.

На 2021 год из-за пандемии была перенесена активная фаза Всероссийской переписи населения, в рамках которой также было решено применять электронные технологии, а именно цифровую перепись население через личные кабинеты на сайте ГОСУСЛУГИ. Кроме того, в рамках переписи для каждого добровольца-переписчика определён конкретный переписной участок, на котором он будет лично посещать каждое жилое и нежилого помещение и должен сам заполнять переписные листы либо в печатном, либо в электронном виде.

Внедрение цифровых технологий щедро обставлено всевозможной рекламой. Но при этом возникает несколько юридических вопросов к правовому регулированию их внедрения.


Во-первых, в силу того, что далеко не всё население России имеет личные кабинеты на сайте ГОСУСЛУГИ, и что далеко не каждый россиянин откроет переписчику дверь. Из того меньшинства, у которого они всё-таки есть, тоже далеко не у всех есть электронные подписи.

По данным опроса портала SuperJob из 2,5 тысяч опрошенных человек 19% не пустят переписчика в дом, 58% респондентов заполнят анкеты на сайте ГОСУСЛУГИ, только 16% ответят на вопросы пришедшего к ним переписчика, а оставшиеся 7% – придут на стационарные переписные участки.

Есть категория граждан, в принципе не доверяющих официальной статистики и считающих бессмысленной саму перепись населения, так как у органов власти в силу цифровизации жизни человека есть исчерпывающая информация о каждом из нас. Кроме того, в ряде населённых пунктов просто отсутствует любая устойчивая мобильная, телефонная или радио связь, включая интернет, что изначально делает невозможной цифровую перепись населения.


Во-вторых, процедура переписи населения всё больше начинает напоминать выборы в части электронного голосования или сбора подписей за выдвижение кандидата и (или) проведения референдума. Это связано с тем, что при переписи, как и на выборах любого уровня, есть независимый «субъект» с неопределёнными полномочиями, к которому у добропорядочных граждан неизбежно появляются вопросы, так как человеческий фактор никто не отменял. Когда некие «лица» ходят по квартирам или частным домовладениям и собирают персональные данные, что приводит фактически к созданию очередной электронной базы персональных данных. А ведь в наше время любая электронная база может быть взломана в результате хакерской атаки, и данные попадают в «серый» интернет, становясь «профитом» для, с позволения сказать, специалистов самых разных профессий.


В-третьих, открытым является и вопрос о «мёртвых душах», наличие которых «легко вскрывается» при проведении проверки достоверности подписей, собранных в поддержку кандидата или избирательного объединения, но которые, при этом, могут «голосовать» на выборах или же которые при переписи населения часто не учитываются, как «не открывшие дверь переписчику» и не прошедшие перепись на стационарных участках или же в рамках цифровой переписи.


В-четвёртых, юридическое научное сообщество до сих пор буквально игнорирует тему применения цифровых технологий в использовании персональных данных, несмотря на то, что они применяются, в том числе, и для передачи юридически значимых сведений не только в рамках процедур выборного законодательства, но и, например, в рамках приёмных кампаний в высшие и средние профессиональные учебные заведения или в сфере деятельности органов публичной власти, в работе пенсионного фонда, органов социальной защиты населения, судов РФ и т.д. Молчат в этом отношении и Верховный Суд Российской Федерации, и Конституционный Суд Российской Федерации.

И тут можно выделить несколько причин. С одной стороны, нет обратной связи, так как в СМИ нет адекватного и обстоятельного освещения процедуры применения цифровых технологий. С другой стороны, нет также и чёткого законодательного механизма этой процедуры. В связи с этим в преддверии каждых выборов затруднён цифровой ликбез населения, а правовой ликбез в этой теме по умолчанию невозможен.

Кроме того, трудовое законодательство не определяет статус сборщика подписей на выборах, тогда как правовой статуса переписчика населения хотя бы в части юридических и профессиональных требований к нему закреплён в Федеральном Законе от 25 января 2002 г. №8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», а также в профессиональном стандарте по профессии «статистик» от марта 2015 года, в котором присутствует указание на «возможные наименования должностей», включая «интервьюер, ПЕРЕПИСЧИК, счётчик» и т.д.

Для переписчиков населения в приказе РОССТАТА от 15 июня 2021 г. № 341 «Об определении условий выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации в выполнению работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения и обработкой данных, полученных в результате этих наблюдений» установлен и размер оплаты труда – 18000 р.

При этом они привлекаются на договорной основе, как и иные работники, привлекаемые к выполнению работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения и обработкой данных, полученных в результате этих наблюдений, что закреплено в п. 1 «Условий выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации в выполнению работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения и обработкой данных, полученных в результате этих наблюдений» в рамках упомянутого Приказа РОССТАТА от 15 июня 2021 г. № 341.

Однако, если, принимаемые на договорной основе переписчики платят налоги с получаемой ими суммы, то заработная плата сборщиков подписей не подлежит налогообложению в соответствии со ст. 217 Налогового Кодекса РФ, так как они её получают на выборах. Но остаётся юридической тайной процедура набора сборщиков подписей, а также их профессиональное обучение процедуре сбора подписей, как это предусмотрено для подготовки переписчиков.

При этом сборщик подписей является субъектом уголовного права и несёт уголовную ответственность за предоставление недостоверных подписей. В то же время переписчик не несёт ни административную, ни уголовную ответственность за недостоверность собираемых данных.

Кроме того, ни сборщик подписей, ни переписчик формально не защищены в случае травм при выполнении своих функциональных обязанностей.

В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство следующих изменений:

  • определение в Трудовом Кодексе РФ особенностей трудовых отношений в рамках проведения выборов, референдумов и Всероссийской переписи;
  •  
  • разработка профессионального стандарта для каждой категории лиц, занятых в выборном процессе и во Всероссийской переписи;
  •  
  • а также разработка мер социальной защиты для указанных категорий работников.

Автор: Корецкая Т.П.


СПРАВОЧНО:


Корецкая Татьяна Павловна, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Института права Челябинского государственного университета.

Автор 19 научных публикаций по состоянию на сентябрь 2021 года.

Принимала участие в качестве кандидата в депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с целью практического изучения реализации отдельных институтов народного суверенитета в Российской Федерацией, что является темой её научных интересов.