Вход в систему

Новости

О чем говорили на публичных слушаниях по областному бюджету Челябинской области на 2016 год

Публичные слушания по проекту закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2016 год» прошли 25 ноября 2015 года в Законодательном Собрании Челябинской области.

Открыл публичные слушания Мякуш Владимир Викторович, председатель Законодательного Собрания Челябинской области, председатель комитета Законодательного Собрания по бюджету и налогам.

В своем выступлении он сообщил, что бюджет на 2016 год будет однолетний, в отличие от предыдущих бюджетов. Проект бюджета представлен на сегодняшний день в новом формате. Обозначены ориентиры на развитие Челябинской области.

Законопроект формировался в непростых условиях, в которых, по словам Владимира Мякуша, находится и экономика региона и страны. Руководством области ведется планомерная работа по сокращению дефицита бюджета. В 2016 году снижение предельно допустимого дефицита (в 12 млрд. рублей) на 3 млрд. рублей. То есть, область идет по пути сокращения привлекаемых заемных средств. В этой связи очень важной является оптимизация всех администраторов доходов, в том числе федеральных органов, по взысканию задолженностей во все бюджетные системы.

Настоящей задачей является принятие адекватного возможностям, сбалансированного бюджета. Затем, согласно с органами власти, следует обеспечить его качественное исполнение. Необходимо эффективно использовать бюджетные средства.

Теперь бюджетные расходы должны быть увязаны с показателями государственных программ. Необходимо также, чтобы эти показатели были выполнены. Это обеспечит результативность государственных программ.

Смольников Сергей Александрович, и. о. министра экономического развития Челябинской области, рассказал о прогнозе социально-экономического развития Челябинской области на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов.

Как и во всей России, в Челябинской области сейчас наблюдается сложная социально-экономическая ситуация. По итогам прошедших 10 месяцев индекс промышленного производства снизился, по отношению к аналогичному периоду 2014 года, на 1,2%, инвестиции в основной капитал на 16%, товарооборот на 15%, а реально располагаемый доход населения - более, чем на 3%.

Прогноз разработан в двух вариантах: базовом и умеренно-оптимистичном. Базовый предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в последнее время, снижение инвестиционного спроса и расходов домашних хозяйств. Сохранение высокой изменчивости курса рубля и стабильности на финансовых рынков.

Второй вариант предполагает относительную стабилизацию на финансовом и валютных рынках, как результат реализации мер по поддержанию кредитования наиболее уязвимых секторов экономики: по импортозамещению, по стимулированию спроса на отдельные товары и услуги.

При разработке прогноза приняты во внимание ограничения, связанные с неблагоприятной конъюнктурой на финансовых и товарных рынках: замедление роста мировой экономики, рост изменчивости финансовых рынков, санкции, ухудшение условий заимствования на внешних финансовых рынках и снижение цен на металлопродукцию на мировом рынке.

Кроме того, учитывался при составлении прогноза и внутренний сдерживающий фактор развития. Подразумевается спад потребительского спроса в результате снижения реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения. Увеличение инвестиционных рисков и неопределенности для инвесторов. Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и рост цен на товары и услуги в результате девальвации рубля.

Среди положительных факторов можно отметить сдерживание роста издержек производства в результате индексации тарифов естественных монополий на уровне ниже инфляции и уменьшение удельных трудовых издержек.

Прогнозируется снижение основного показателя, отражающего общеэкономическое развитие области. Снижение валового регионального продукта по итогам 2015 года на 6%, сопоставимо ценам 2014 года. В 2016 году еще на 2,4% по базовому варианту, что обусловлено спадом промышленного производства, розничного товарооборота и экспорта.

Важнейшим приоритетом и средством диверсификации экономики является развитие предпринимательства. В 2015 году оборот малых и средних компаний оценивается почти в 620 млн. рублей. С учетом нынешних индексных цен показатель снизится на 8%. Стабилизировать ситуацию в сфере предпринимательства помогут антикризисные меры, реализуемые на федеральном и региональном уровне: снижение налоговой нагрузки, расширение программы гарантийного фонда на средний бизнес и его капитализация.

С другой стороны, положение в сельском хозяйстве стабильно. За период январь-сентябрь рост составил более 4%, если сравнивать с 2014 годом. По итогам 2015 года ожидается увеличение более чем на 10%. В прогнозном периоде увеличение составит от 1,5% до 4%. Рост продукции прогнозируется за счет выхода на проектную мощность птицеводческих и свиноводческих комплексов, построенных и реконструированных в последние годы, а также крупных тепличных хозяйств.

Ухудшение экономической ситуации в регионе непосредственно сказывается на уровне жизни населения. В течении 2015 года наблюдается отрицательная динамика доходов населения, прежде всего за счет снижения реальной заработной платы. По итогам 9 месяцев эта цифра составила 7%, к концу 2015 года прогнозируемая цифра составит 8%. В 2016 году произойдет ухудшение ситуации еще на 2,5%. В последующие два года прогнозируется ежегодный рост до 3% за счет повышения номинальной зарплаты и замедления инфляций в 2018 году. В результате реальные располагаемые доходы населения в 2015 году снизятся почти на 9%, в 2016 году — на 2,5%.

Выступил с докладом на публичных слушаниях и Пшеницын Андрей Вадимович, министр финансов Челябинской области.

По его словам, на данный момент сохраняется сдержанный подход к определению первоначальных параметров бюджета. За основу приняты консервативные оценки прогноза социально- развития региона. Это позволяет планировать расходы в пределах реально прогнозируемых доходов.

В течении года бюджет пополняется федеральными средствами. Эти средства предусмотрены федеральным бюджетом, но пока не распределены между регионами. Во вторых, при развитии экономики по более благоприятному сценарию возможны дополнительные поступления, которые также увеличивают доходную часть бюджета в процессе исполнения.

Если говорить о доходах 2016 года, то они запланированы в объеме 109, 439 млрд. рублей, что на 7,7% выше первоначального уровня 2015 года.

Собственно налоговые и не налоговые поступления прогнозируются с приростом 10,4% первоначальному уровню 2015 года, в объеме 91,598 млрд. рублей, что составляет более 80% всех доходов региона.

Основную долю собственных налоговых и не налоговых доходов обеспечит поступление следующих налогов: налог по доходу физических лиц составит 38%, налог на прибыль — 31%, налог на имущество организаций 14,5% и акцизы 5,7%.

Шестая часть дохода — это федеральные средства. Они прогнозируются в объеме 17, 840 млрд. рублей. Не целевая финансовая помощь в 2016 году составит 8,103 млрд. рублей. Первоначально распределенный объем целевых средств составит 9,212 млрд. рублей. Дополнительно распределенные в течении 2016 года федеральные средства будут учитываться в бюджете по мере их поступления.

Следует полно и своевременно использовать целевые федеральные средства. Если необходимый результат не будет достигнут, то часть федеральных средств, даже уже потраченных, придется вернуть в федеральный бюджет, что будет происходить за счет средств областного бюджета.

Расходная часть бюджета впервые перестроена в программный формат. 83% расходов на 2016 год запланировано в рамках государственной программы. Утверждены конкретные целевые показатели, достижение которых ожидается при полном исполнении бюджета.

Требует усиления проводимая органами власти работа по повышению качества финансового менеджмента. Совершенно не способствует эффективности использования средств частое изменение бюджетных планов. Это же касается и мер по оптимизации расходов, которые предлагают министерства и ведомства.

Расходы запланированы в объеме 118,157 млрд. рублей с увеличением на 4,2%. Отставание на 3,5% от прироста доходов главным образом обусловлено сокращением, относительно 2015 года, уровня бюджетного дефицита. Объем расходов бюджета может увеличиться при появлении дополнительных возможностей, обязательно увеличится при появлении дополнительных федеральных средств.

Одним из ключевых направлений расходной части бюджета являются инвестиции в человеческий капитал. В 2016 году расходы по этому направлению составят 62, 411 млрд. рублей с приростом в 5%. Другим направлением является социальная защита населения. На эти цели выделяется 24,486 млрд. рублей с приростом в 5%.

Следующим направлением является инфраструктурное экономическое развитие. Общая сумма средств, выделенных на развитие региона в 2016 году, составит 14, 884 млрд. рублей. Включая финансирование сельского хозяйства, жилищно-коммунальной сферы, транспорта, расходы, связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий и т. д. На данное направление ориентирован основной объем финансовой помощи, которая еще не распределена в федеральном бюджете между регионами.

Уменьшение расходов коснулось регионального управления, на которое запланировано 4,178 млрд. рублей со снижением на 5%.

Общий объем трансфертов местным бюджетам составит 62, 400 млрд. рублей. На реализацию переданных государственных полномочий будет выделено 47, 299 млрд рублей. На выполнение же вопросов местного значения — 15, 101 млрд. рублей.

Редин Евгений Владимирович, министр финансов Челябинской области, сообщил в своем выступлении о планируемых результатах деятельности в отдельных отраслях социальной сферы на 2016 год.

Если говорить о социальной сфере, то объем расходов на данное направление в 2016 году определяется почти в 22 млрд. рублей. Что на 4% больше, чем в 2015 году. В том числе фонд оплаты труда в 2016 году составит 4,2 млрд. рублей. Это почти на 200 млн. рублей больше, чем в прошлом году.

Большая часть расходов запланирована на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан — 47% от общей суммы средств на 2016 год. А также на содействие росту доходов семей с детьми — 24%. на социальную поддержку детей-сирот — 14%. социальное обслуживание населения — 14%.

В 2016 году меры социальной поддержки будут предоставлены ветеранам труда, ветеранам труда Челябинской области, инвалидам, сельским педагогам и специалистам и т. д. На эти цели предусмотрено почти 10,5 млрд. рублей.

Меры социальной поддержки положительно влияют на материальное положение пожилых людей, инвалидов, малообеспеченных граждан, а это порядком 1,5 млн. жителей Челябинской области. В целом, на социальное обслуживание в 2016 году запланировано более 3 млрд. рублей. Более 3 млрд. рублей будет выделено на социальную поддержку детей-сирот.

Внушительный объем средств запланирован на различные виды пособий. 1,7 млрд. рублей — это субсидии гражданам на оплату жилого помещения, оплату коммунальных услуг. Почти миллиард рублей — пособия на ребенка. Почти 130 млн. рублей — ежемесячные выплаты на оплату жкх многодетных семей. 126 млн. - ежемесячные пособия по уходу за ребенком 1,5-3 лет малообеспеченным многодетным семьям.

Расходы по отрасли образования на 2016 году запланированы в объеме 33 млрд. рублей. В том числе на фонд оплаты труда 27,5 млрд. рублей.

В 2016 году также расходы на здравоохранение запланированы в объеме 25 млрд. рублей. В данном случае задействованы только средства из бюджета Челябинской области. В 2016 году необходимо добиться устойчивого снижения смертности от новообразований, в том числе злокачественных, от дорожно-транспортных происшествий, туберкулеза, некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний. Будет максимально завершен перевод медицинских учреждений на областной уровень